| |||
|
Программа кружка "Юный краевед"Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому семье. Крае ведение - всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… История- это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия. Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка « Юный краевед». Обучающие: - Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно- географических факторах ЧР. -Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология. -Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности. Развивающие: - Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края. -Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность. Воспитывающие: Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии. Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Воспитывать любовь к родному краю. Задачи:
1.Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям. 2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
3.Знакомить учащихся с историей школы. 4.Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология. 5.Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий. 6.Принимать участие на районной олимпиаде по краеведению, экспедиционного отряда « Возродим утраченное». 7. Вести сбор материалов об истории школы и села. Составление исследовательской работы, посвященной известному краеведу А.В. Тахтаману. 8. Продолжать работу по выявлению и развитию интересов учащихся и составить исследовательскую работу по теме: « Моя родословная».
Данная программа рассчитана для внеклассной и внешкольной работы. Возраст 13-15 лет. Методы и формы познавательной деятельности учащихся
- организация походов, путешествий и экспедиций; Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего села, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
- Знать историю своего села, школы, свою родословную. -Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана. - Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений. - Овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
Ожидаемый результат:
Выступление на районных конкурсах и олимпиадах; Составление буклета « История школы», составление альбома.
Знакомство с историей школы и села + экскурсия
Введение. Знакомство с планом работы краеведческого кружка . (2 часа)
Мой дом. Родословная семьи. (6 часов) Задачи Родная школа. Ее история и традиции. (4 часа) Задачи: Изучение истории родной школы. Содержание. Знакомство с историей родной школы. Изучение истории школы на основе архивных документов, которые имеются в школе. Составить альбом. Село: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие. ( 4 часа) Задачи:
История района. (4 часа) Задачи Знакомство с историей района по книге Я.Н.Зайцева « Лета и лица Урмарской землицы». Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь. История Чувашской республики. (4 часа). Задачи: Знакомство с достопримечательностями Чувашской республики Содержание. История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами. Нумизматика (12 часов) Задачи: Знакомство с историческим источником « нумизматикой». Содержание. Показ личной коллекции. Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.) Объяснить и показать, что такое аверс ( лицевая сторона монеты), реверс ( оборотная сторона монеты), гурт ( ребро монеты), легенда ( надпись на монете). Записывать термины в тетрадь. При изучении этой темы учащиеся узнают о том, как помогают монеты в изучении прошлого, что представляет собой монета вообще и как выглядели монеты в древности, знакомятся с русской монетной системой. Первые русские монеты появились в конце Х века и именовались златниками и серебренниками, поскольку их чеканили из золота и серебра. С давних времен в России установились названия основных единиц и их соотношения (1 рубль=2 полтинам=10 гривнам=100 копейкам; 1 алтын=3 копейкам; 1 копейка =2 деньгам =4 полушкам). Из всех перечисленных денег сначала чеканились лишь копейка денга деньга) и полушка. Все остальные существовали только как счетные единицы при Петре начали чеканить серебряные рубли полтины, гривны и алтыны. Решение задач по данной теме. Сфрагистика + экскурсия. (6 часов). Знакомство с особенностями печатей как исторического источника, их внешним видом и способами изготовления. Использовать знания и умения, приобретенные школьниками при изучении антропонимики и геральдики. Довести до учащихся, что печать это знак, удостоверяющий подлинность документа или полномочия владельца. Печать – исторический источник. Топонимика (4 часа) Задачи: Знакомство с историческим источником « Топонимика» Для понимания особенностей каждого исторического источника: географического названия фамилии, герба или печати - необходимо познакомиться с его происхождением. Самый лучший способ для достижения этой цели - создание ситуации, в которой ученик становится исследователем и самостоятельно совершает открытие. Поэтому темы « Топонимика», «хронология», « Историческая метрология» можно объединить общим сюжетом, где есть и самостоятельный поиск решений, и приключения. Знакомство с картой, способами создания топонимов: по природным особенностям, по именам известных, прославленных людей; по именам первых поселенцев; по занятиям жителей; из книг. Помочь учащимся понять, что каждое название, каким бы простым и будничным оно ни казалось, - свидетель минувших событий, источник знаний о прошлом. Вместе со старым названием уходит в прошлое и информация, закрепленная в его названии. Историческая метрология. (8 часов) Задачи: Знакомство с исторической дисциплиной метрология. Содержание. Ребят подвести к выводу, что некоторые единицы измерения дарит нам природа ( День и ночь, месяц, год – единицы времени; части человеческого тела: пальцы, ладони, ступни- меры длины). Знакомить с древнерусской системой измерения. Предложить положить на лист бумаги ладонь с расставленными пальцами и обвести ее контуры.. На этом рисунке обозначаются единицы длины: пядь ( максимальное расстояние от большого пальца до мизинца), вершок ( два верхних сустава пальца), палец ( применяется в шитье), дюйм ( ширина большого пальца), ладонь ( ширина ладони со сведенными пальцами; эта единица до сих пор применяется в Англии для измерения высоты лошадей). Практическое занятие с чтением фрагмента из произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова из былины « Алеша попович и Тугарин». Установить соотношение различных древних мер длины. Расхождение в результатах измерениях поможет ученикам увидеть несовершенство древних мер и понять необходимость введения новой системы, основной единицей которой стал метр. Измерив длину стола в сантиметрах, ученики определяют соотношение древнерусских единиц измерения длины. | ||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |